В годы Гражданской войны Иван Сергеевич Шмелев вместе со своей женой пережил в Крыму страшную трагедию. В начале 1921 года в Особом отделе 3-й дивизии 4-й армии РККА без следствия и суда был расстрелян их единственный сын, участник Первой мировой войны — подпоручик Сергей Шмелев.
Личная трагедия заставила писателя покинуть Россию. В 1920–1930-е годы во Франции им были созданы поистине шедевры русской литературы, прежде всего книга «Лето Господне», проникнутая любовью к Родине, ее духовным ценностям и традициям.
Во время Второй мировой войны И.С.Шмелев жил в Париже. Он не занимался никакой политической и общественной деятельностью, никаких публичных заявлений в поддержку нацистских властей не делал.
На предложения немецких пропагандистских организаций написать нужные им материалы ответил отказом. Единственное, что им удалось от него получить, — это четыре коротких литературных рассказа, никак не связанных с политикой и текущей ситуацией, опубликованных в русскоязычном «Парижском вестнике». Публикация этих рассказов в традиции русской православной прозы не может рассматриваться (и не рассматривалась) как пособничество нацистской власти.
Попытка в 1947–1948 годы обвинить И.С.Шмелева в коллаборационизме оказалась несостоятельной. Никаких оснований для бойкотирования писателя в русской эмигрантской среде не нашлось; более того, его произведения стали широко публиковаться на русском и европейских языках. С 1957 года произведения И.С.Шмелева издаются в СССР, с конца 1980-х годов его наследие возвращается в полном объеме. Выходят собрания сочинений, проводятся научные конференции и выставки, защищаются диссертации, издаются архивные материалы.
Именно к таким научным изданиям относится переписка писателя с О.А.Бредиус-Субботиной. Публикаторы пошли на беспрецедентный шаг и без купюр опубликовали эти архивные материалы в 2003 году в трех томах.
В этой частной, даже интимной переписке, не предназначенной для распространения, содержатся абсолютно неприемлемые для нас оценки.

В последующем, когда И.С.Шмелеву стали известны преступления нацизма, он писал той же О.А.Бредиус-Субботиной: «В такого зверя я не верил, чище о человеке думал»; «Страшно подавлен всеми ужасами, что ныне обнаружилось в “подвигах” проклятых наци-социалистов… <…> Конечно, — дьяволово действо!»
Декларации частного человека в личных письмах и беседах и прямое пособничество, какая бы то ни было деятельность в пользу врага, — несоизмеримы. Преступлений против Отечества писатель не совершал.
В 2000 году прах писателя был перенесен в Донской монастырь. Панихиду в Большом соборе Донского монастыря совершил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Организованная Домом русского зарубежья выставка посвящена великому русскому писателю, патриоту России. Безусловный нравственный авторитет, Валентин Распутин писал: «Шмелев, может быть, самый глубокий писатель русской послереволюционной эмиграции, да и не только эмиграции… писатель огромной духовной мощи, христианской чистоты и светлости души. Его “Лето Господне”, “Богомолье”, “Неупиваемая Чаша” и другие творения — это даже не просто русская литературная классика, это, кажется, само помеченное и высветленное Божьим Духом».
Отказываться от творческого наследия великого писателя, присоединяться с другой стороны к «культуре отмены» было бы величайшей ошибкой.
Виктор Москвин, директор Дома русского зарубежья им. А.Солженицына
источник: https://www.domrz.ru/science_center/shmelyev-year/news/v_zashchitu_i_s_shmeleva_otkrytoe_pismo_direk...